Ты гроза, гроза ночная, ты душе блаженство рая, дашь ли вспыхнуть, умирая, догорающей свечой?!
Чем дальше, тем больше меня начинает переворачивать от романтизации войны и военного дела, и всего, что с этим связано.
Потому что в войне нет ничего хорошего. Поэтому я все меньше слушаю "Мельницу", например. Там очень много романтизации насилия, очень много бытового сексизма (так, все "акторные", деятельные партии поются от "мужского" гендера, хотя солистка женщина, казалось бы) и романтизации войны в том или ином виде.
И я понимаю, почему это происходит: потому что людям нужно обрабатывать этот опыт, нужно давать ему смысл и наполнение, и это тоже способ справиться с нанесенной войной травмой. Но я думаю, что нормально критиковать явление, обращать внимание на его неочевидные смыслы и стороны, потому что когда мы их не замечаем, они обладают над нами бОльшей властью.
UPD: Изначально (ну, для меня) пост был больше про пацифизм, чем про феминизм, но по итогам комментов пришлось признать, что любой пост даже с упоминанием сексизма - это, конечно, пост от "злой феминистки". Пришлось поставить тег.
Потому что в войне нет ничего хорошего. Поэтому я все меньше слушаю "Мельницу", например. Там очень много романтизации насилия, очень много бытового сексизма (так, все "акторные", деятельные партии поются от "мужского" гендера, хотя солистка женщина, казалось бы) и романтизации войны в том или ином виде.
И я понимаю, почему это происходит: потому что людям нужно обрабатывать этот опыт, нужно давать ему смысл и наполнение, и это тоже способ справиться с нанесенной войной травмой. Но я думаю, что нормально критиковать явление, обращать внимание на его неочевидные смыслы и стороны, потому что когда мы их не замечаем, они обладают над нами бОльшей властью.
UPD: Изначально (ну, для меня) пост был больше про пацифизм, чем про феминизм, но по итогам комментов пришлось признать, что любой пост даже с упоминанием сексизма - это, конечно, пост от "злой феминистки". Пришлось поставить тег.
Но да, про критику явления, неочевидные стороны - это важно. Как раз очень хорошо помнить про такие вещи, осознавать, видеть вторую сторону медали.
Началось в деревне утро, похмелился тракторист
Просто, ну ей-богу, когда люди во всем окружающем начинают искать повод для заявления о том, что их в очередной раз кто-то больно дискриминировал, поневоле офигевать начнешь.
Это обесценивание. Ты не приходишь спросить "ммммм... слушай, почему тебя беспокоит то, что Хэлависа многие песни поет от лица мужчины?" Ты не приходишь поделиться своим взглядом на ситуацию. Ты называешь критику "страдашками" и сообщаешь, что от нее "веселишься". Если это уважительная позиция, подразумевающая, что у собеседницы есть основания для сформированного взгляда на явление, то я, кажется, ничего не понимаю в уважении.
Это обесценивание. Ты не приходишь спросить "ммммм... слушай, почему тебя беспокоит то, что Хэлависа многие песни поет от лица мужчины?" Ты не приходишь поделиться своим взглядом на ситуацию. Ты называешь критику "страдашками" и сообщаешь, что от нее "веселишься". Если это уважительная позиция, подразумевающая, что у собеседницы есть основания для сформированного взгляда на явление, то я, кажется, ничего не понимаю в уважении.
Вот бы у мужчин персонажи их песен сами собой сплошь женщинами получались бы. Ан нет почему-то...
Вся окружающая нас культура пронизана сексизмом, его действительно очень много. И когда феминистки рассматривают отдельные проявления повседневного сексизма, это может вызывать (и вызывает) дискомфорт и агрессию. Сложность в том, что большинство известных мне феминисток - и я в их числе - занимаются этим как исследованием ближайшего культурного поля, приглашают собеседниц рассмотреть культурное явление с этой точки зрения, задать себе непривычные вопросы и т.д. В ответ мы встречаемся с агрессией, обесцениванием и вынуждены выслушивать сообщения о том, что ищем "обо что бы оскорбиться". Нет, не ищу. Я не чувствую себя оскорбленной творчеством Хелависы. Мне может быть жаль, что заметная солистка отечественной рок-сцены в своем творчестве поддерживает гендерные стереотипы. Меня может расстраивать, что она, по-видимому, не рефлексирует эту часть своего творчества, а, возможно, и совершает некий осознанный выбор в этой сфере. (Например, придерживается эссенциалистских взглядов и считает, что женщина просто не может отправиться в далекое путешествие и передавать весточки с почтовыми китами, поэтому эта песня может быть исполнена и написана только от лица мужчины). Я имею право на недовольство, и могу об этом рассуждать. Я имею право хотеть (не обязательно от Хелависы) больше песен типа "Дороги Сна" и сообщать об этом. Я хочу больше песен, написанных и исполненных от лица женщин, в которых будут петь про походы и искания, свободу и борьбу, тяжелую и разную , но не обслуживающую, работу, и т.д., и т.п. Я хочу, чтобы как можно больше авторов использовали женский, а не мужской пол окончаний в песнях. Потому что есть проблема с песнями про женщин и не "про любовь", "про отношения" и "про женскую долю". Этих песен мало. Их почти нет. А я хочу, чтобы они были. И имею право говорить об этом вслух.
И, опять же, вот приспичило поэту или автору-исполнителю женского пола написать песню, скажем, про какого-нибудь Тристана, причем от первого лица. Ну, вот идея так встала. Человеку ничего не писать, а то, не дай бог, придут "феминистки" и нароют "бытовой сексизм"? Нафиг такой концлагерь.
Вот я именно про это: женщинам очень часто приспичивает, само собой, ну, интересно им, органично, образ красивый, захотелось про такого персонажа написать/спеть, а мужчинам от имени женщин - в ооочень единичных случаях. Возникает вопрос: а почему?)))
Теперь уже я ржунимагу, простите. Пришли злые феминистки, нарыли "бытовой сексизм" - и все, ужас и ад, карьера кончена, из магазинов возвращают диски, залы пусты, соседи закидывают гнилыми помидорами, на улицу не выйдешь, коллеги руки не подают, все премии-регалии отобрали, с ротации по радио сняли! Горе-то-какое! *САРКАЗМ*
А в реальности наш творец подумает, что его обругали, страшно оскорбится, пойдет всем пожалуется на "злых феминисток", получит социальных плюшек и сочувствие и будет себе дышать дальше. Ну и ок, в общем-то. В хорошем случае, если мозг есть, пойдет погуглит, потом почитает, подумает... Ну, может, какие-то взгляды пересмотрит. Дочке там лишний раз не скажет что-то про "не женское дело".
Между прочим, пост без пафосных страданий, с корректным указанием границ применимости. А вот комментарии - увы.
Tille, вот, понимаешь какое дело - ты сейчас фактически приписываешь человеку, которого знать не знаешь, какие-то вещи и мотивы, которые живут исключительно в твоем сознании. А занавески, скорее всего, были просто синие.
Теперь уже я ржунимагу, простите. Пришли злые феминистки, нарыли "бытовой сексизм" - и все, ужас и ад, карьера кончена, из магазинов возвращают диски, залы пусты, соседи закидывают гнилыми помидорами, на улицу не выйдешь, коллеги руки не подают, все премии-регалии отобрали, с ротации по радио сняли! Горе-то-какое! *САРКАЗМ*
Блин, вот забыл помету про сарказм сделать, действительно
Торрар, полагаю, в данном случае я никого ни на что не провоцирую, а всего лишь выражаю свое сугубо личное отношение к тому сегменту известного течения, который очень любит "искать и находить" всякое разное, по преимуществу там, где его нет
Ну, я - радфемка. Не поняла, чему именно мне в этой дискуссии радоваться. Тому, что собеседники каждый сам с собой разговаривают, а не друг с другом?
ты знаешь, меня просто неприятно удивляет вот эта насаждаемая в отношении женщин "мимозность", когда женщинам внушается, что кругом сексизм, мужской шовинизм и всеобщее притеснение, а если ты, не дай господи, нормально живешь и притесненной себя ну никак не ощущаешь, то ты предательница, коллаборционистка и много других интересных слов.
Где хоть одно подобное утверждение в исходном посте? Tille пишет, что сама видит в этих песнях нечто такое, что ее напрягает и из-за чего она сама стала их реже слушать. Ни слова призывов кому-то другому не слушать тоже. Мало того, она тут же поясняет, что понимает, почему людям эти песни нравятся.
Это ей же, получается тут фактически в комментариях кто-то приписывает "какие-то вещи и мотивы, которые живут исключительно в твоем сознании"?)))
О, подмена понятий поспела. Если в тексты какого-то автора пролезают тенденции, связанные с бытовым сексизмом (или еще с чем-нибудь), это не значит, что автор - бытовой сексист (или еще что, смотрим контекст). Это значит, что они пролезают, и ничего больше.
Меня вот в школе отучили думать по принципу "что автор хотел сказать", "что автор имел в виду". Потому что текст с момента публикации принадлежит читателю (слушателю) не меньше, чем автору. И в нем может находить выражение какая-то неосознанная автором вещь, не завязанная на намерение. Это не значит, что текст нельзя разбирать без привязки к личности автора. Наоборот, как раз без привязки и хорошо. Личность автора для разбора текста - это важный элемент "контекста", ее в определенных ситуациях можно учитывать. Только не носиться с ней как с писаной торбой.
И таки да, важно не что там лично Хелависы или всего ее творчества касается. Важно иногда задумываться "есть в искусстве вот такая тенденция. Вот пример - Хелависа. Что за этим может стоять хорошего и плохого и просто не оцениваемого с литературоведческой, социальной, еще какой-нибудь кочки зрения".
Причем, заметь, никто не предлагал проклясть хорошую певицу. Предать анафеме. Закинуто в ноосферу еще одно восприятие. Еще одна грань. На подумать. Но ведь найдется же кому набежать с возмущением...
бустрофедон ежовый, вношу уточнение, это было не про пост в целом, а реакция на сноску Тиль о сексизме, и о его разновидностях. Я это вот прям прочитал, и стало мне дюже плохо, ибо куда ни плюнь, сексизмы окружают
Ни слова призывов кому-то другому не слушать тоже. Мало того, она тут же поясняет, что понимает, почему людям эти песни нравятся.
Да где же я пишу, что Тиль призывает что-то не слушать? Просто - человек видит в текстах и песнях энного автора нечто, на мой взгляд, странное, ибо смотрит на них через некую конкретную призму восприятия. Мне действительно на голову не натягивается, с какого такого испуга песня, написанная женщиной от лица лирического героя - мужчины суть какой-то там сексизм. Да я сам, блин, тогда гранитный монумент бытовому сексизму, у меня от мужского лица не кое-что кое-где, как у Хелависы, а 99% от
Просто из интереса. А доводилось ли тебе задумываться, почему у тебя так голова легче думает? )))
Причем, заметь, никто не предлагал проклясть хорошую певицу. Предать анафеме. Закинуто в ноосферу еще одно восприятие. Еще одна грань. На подумать. Но ведь найдется же кому набежать с возмущением...
Я все же не с возмущением, а по большей части с удивлением. Ну и да, я-таки поклонник творчества миссис О'Шей, а поклонники иногда нешуточно прифигевают, когда уважаемому ими автору приписывается непонять что и откуда.
Я не предлагаю придумать. И тем более не предлагаю кому-нибудь думать за тебя. И подавно не придумывать заведомо обесценивающих вариантов.
Но это же может быть просто интересно понять для себя и про себя. Совсем не обязательно привязывать к фем-дискурсу. Просто подумать.
Может быть, и не там. Ничего не имею против этой версии. У меня, допустим, есть одна версия - не про тебя. Про культурный контекст и других авторов. Но я намеренно держу ее при себе до поры.
Я буду очень-нудным-ежом. Бытовой сексизм не зависит от намерений человека. Когда человеку сообщают: "то, что ты говоришь, сексизм" - у него тут же жопа взрывается, что его, беднягу, обвинили, что он чуть ли не Чикатилло. Нет. Ему говорят "вот эта часть твоего высказывания построена на предрассудках, направленных против женщин и не имеет отношения к реальности". Намерения и "что я вкладывала в этот текст" вообще роли не играет (ну разве что я намеренно писала контр-феминистичный или наоборот, задуховноскрепный текст, но тут все обычно очевидно). Потому что человек в этот момент об этом не думает. А думает про что-то совсем другое и опирается при этом на привычную систему ценностей и взглядов, на устоявшиеся и любимые культурные образы. Если полезть по этому дневнику "вниз", то можно нарваться на ужасающие проявления сексизма: причем я не имела ввиду "женщины глупые и слабые"... Ну... на сознательном уровне.
Да, Кэналлийский Воронёнок, твоё творчество очень сексистское. Это так. Было бы очень странно, если бы в нашем обществе оно по базе, без рефлексии шаблонов из твоей головы было другим. То есть, чтобы оно было другим тебе пришлось бы приложить много, очень много, сознательных усилий.
Бытовой сексизм в абсолютном большинстве случаев бессознателен. Сексистские установки воспринимаются носителями как объективная реальность. Вины человека в них нет. Но, если мы хотим изменений (а я хочу), то необходимо обращать внимание общества и конкретных людей на то, чего они не замечают. И да, это фрустрирует. Неизбежно.
Tille, а ты понимаешь, что это, по сути, существование параноика, который везде видит инопланетян, рептилоидов и прочую занятную фауну? При этом я не отрицаю, что такое явление как сексизм вообще, вполне себе есть. Просто под него подшивают уже все подряд, начиная от действительно оскорбительных и дискриминирующих заявлений и действий, и заканчивая совершенно безобидными вещами типа "подал руку при выходе из транспорта - гребаный сексист, намекает, что сама спуститься не могу" или "пишет песни от лица героев-мужчин - обесценивает роль женщины в мире, а ведь женщина тоже может!" Да может, конечно, кто же спорит. Но автору вотпрямщас хочется написать вот так, а не этак. И я-таки остаюсь при мнении, что никакой сексизм тут ни причем, если изначально элемент противопоставления и тем более оскорбления и унижения отсутствует, а просто рассказывается некая история.